О порядке досудебного урегулирования налоговых споров
Перед тем, как рассмотреть общие основы порядка досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо разобраться с вопросом - что же значит урегулирование налогового спора в досудебном порядке?
В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов в 2006 году было создано специальное подразделение, в компетенцию которого входит исключительно внутриведомственное рассмотрение налоговых споров, Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе рассмотрения налоговых споров, и разгрузка судов в части споров с налоговыми органами.
Для налогоплательщиков урегулирование налогового спора в досудебном порядке - это в первую очередь, быстрый и бесплатный способ устранить нарушения своих прав, не доводя дело до судебного разбирательства, а для налоговых органов оптимизация контрольно-надзорной работы.
Преимуществами процедуры досудебного урегулирования споров является:
1. процедура досудебного урегулирования наименее затратная в финансовом плане;
2. подача возражений на акт проверки с подтверждающими документами увеличивает шансы оперативного урегулирования возникших разногласий;
3. срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 15 дней до 2-х месяцев (в случаях продления срока рассмотрения):
4. простота оформления жалобы;
5. удобство пользования сервисами.
Досудебное урегулирование споров по своей сути состоит из двух основных этапов:
1) рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты, составленные по результатам проведенных контрольных мероприятий;
2) рассмотрение во внесудебном порядке заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты налоговых органов ненормативного характера - для которых предусмотрен апелляционный порядок.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, следующий:
1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются.
2. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы в соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ (п. 1 ст. 139.1 НК РФ) направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Необходимо помнить, что перед подачей искового заявления в суд прохождение процедуры обжалования актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган стало обязательным с 01.01.2014 г. согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ.
3. Жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе обязательно указываются:
- Ф.И.О. и место жительство физического лица, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействия должностных лиц которого обжалуется;
- основание нарушения прав;
- требование лица, подающего жалобу.
В противном случае вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения согласно ст. 139.3 НК РФ.
4. Жалоба заявителя как в общем, так и в апелляционном порядке рассматривается вышестоящим налоговым органом, в нашем случае - УФНС России по Красноярскому краю.
5. Срок подачи жалобы, предусмотренный ст. 139 НК РФ составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав - для обычной жалобы, а для апелляционной жалобы согласно ст. 139.1 НК РФ один месяц, начиная с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю и один год с момента вынесения решения - для жалобы на решения, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы в установленный срок не были.
6. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение:
- месяца со дня ее получения (жалоба на решения, принятые в порядке ст. 101 НК РФ);
- 15 рабочий дней .для всех остальных жалоб
и вынести по ней окончательное решение.
И.о. начальника Межрайонной ИФНС
России №12 по Красноярскому краю,
Советник государственной
гражданской службы 2 класса Югова Л.В.